Грабарь - на главную
  

Игорь Эммануилович Грабарь

1871 - 1960






» Биография Грабаря         
» Хроника жизни      
» Галерея живописи    
» Путешествия  
» Директор Третьяковки   
» Образы природы   
» Мастер натюрморта  
» Закат жизни   
  



Вешний поток, 1904



Васильки. Групповой
портрет, 1914

  
 Автомонография:

 Вступление
 Раннее детство
 В Егорьевской гимназии
 В Катковском лицее
 Университетские годы
 В Академии художств
 Мюнхенские годы
 "Мир искусства"
 Грабарь в Москве
 Музейная деятельность
 Возвращение к живописи   

   

Наталья Егорова. Творчество Игоря Грабаря, продолжение

Грабарь учится работать в свободной, широкой манере, большое внимание уделяет светотеневой лепке фактуры предмета. Талант позволил ему быстро освоить предложенную систему и открыть в Мюнхене собственную школу-студию, просуществовавшую два года. Изучение мастеров Высокого Возрождения, техники масляной живописи, рисунка, многочисленные эксперименты, «разные манипуляции и пробы», производимые Грабарем в своей мастерской, изучение истории архитектуры и скульптуры - все это способствовало формированию творческой личности художника. Грабаря привлекают две сферы деятельности - живописца и исследователя истории искусств. С конца 1990-х годов он выступает как неутомимый популяризатор новых явлений в западноевропейском и русском искусстве. По просьбе С.П.Дягилева пишет статью «Упадок или возрождение?» о новом французском искусстве, вызвавшую бурную полемику художественных критиков, публикует ряд статей с обзорами зарубежных выставок в журнале «Мир искусства». В конце девяностых Грабарь снова побывал в Мюнхене, Венеции, Париже, на Рейне. Изучая произведения Милле, Курбе, Э.Мане, Грабарь понял, что подлинное творчество тесно связано с корнями, почвой: именно тогда он осознал, что «художнику надо сидеть у себя дома и изображать свою, ему близкую и родную жизнь». В начале 1901 года тоска по России, по среднерусской природе становится неодолимой: «Что бы я ни делал, что бы ни начинал, одна неотступная мысль стояла в голове - назад в Россию...»

Возвратившись на родину, Грабарь исполняет с 1901 по 1908 год свои лучшие пейзажи-картины. Восторженная встреча после долгой разлуки с родной природой определила на долгие годы основную тему его произведений. Осенью 1901 года по приглашению семьи Якунчиковых художник побывал у них на даче в Наро-Фоминске. Глубокое радостное волнение охватило художника при взгляде на холмистую, пересеченную оврагами местность, освещенную вечерним закатом. Он «так был восхищен давно не виданным зрелищем золотой осени, что писал с утра до вечера, не отрываясь, пейзажи». Из-под его кисти выходят полные поэзии этюды «Уголок усадьбы», «Балюстрада», «Золотая осень», «Луч солнца». В этюде «Луч солнца» (1901) изображен фрагмент здания - стена, колоннада, крыша бельведера, и на переднем плане - осенняя береза. Все передано энергичными, плотными, близко положенными мазками кисти. Благодаря многочисленным рефлексам золотисто-желтого цвета вверху и коричневато-розового в нижней части холста очертания и контуры архитектурного сооружения, просвечивающегося сквозь ажурный узор ветвей, теряются и словно растворяются в световоздушной среде. Контраст золота березы и «эмалево-лазоревого», по выражению художника, неба, написанного лессировками непосредственно на натуре, создает образ славной русской осени, когда «лучезарны вечера» и «воздух усталую душу бодрит». Это впечатление достигается особой манерой построения изображения с помощью многочисленных рефлексов. Фактура предметов, как в картинах французских импрессионистов, уже в этом раннем этюде заменяется фактурой самой живописи. Наро-фоминские этюды, в которых проявился колористический дар Грабаря, с их свежестью восприятия природы, непритязательностью мотивов, искренностью, живописностью вызвали восторженные отзывы знаменитых русских художников - Серова, Куинджи, Бенуа. Этюд «Луч солнца» сразу после его создания был приобретен Третьяковской галереей. В 1902 году Грабарь предпринял путешествие по северным городам. Интерес к заповедным уголкам, сохранившим облик и дух исконной Руси, был всеобщим увлечением художников этого поколения. Памятники древнерусского деревянного зодчества, его гармоничные и совершенные формы вдохновили Грабаря на создание многочисленных этюдов акварелью и маслом. Сам характер неяркой северной природы обусловил удачно найденную Грабарем полуживописную-полуграфическую манеру письма. Эти рисунки и этюды стали своеобразными штудиями для создания живописных работ 1903-1904 годов. Возвратившись в Подмосковье, Грабарь с особой остротой почувствовал резкий контраст среднерусской природы с северным ландшафтом. Лаконичный, слегка подцвеченный рисунок с четким контуром передавал суровый, аскетичный характер природы Севера. Совершенно иной художественный язык нужен был для воссоздания более богатой красками природы окрестностей Москвы.

В 1903-1905 годах окончательно сложился творческий облик Игоря Грабаря - поэта русской зимы, осени, весны. Искреннее чувство восторга перед красотой поздней осени с опавшей листвой сада, только что появившегося рыхлого снега он выражает в картине «Сентябрьский снег» (1903). Не замкнутое на переднем плане пространство террасы, диагональные линии пола, динамичный ритм композиции создают ощущение присутствия зрителя в пространстве картины. Художник строит изображение широкими плотными мазками. Множество оттенков и рефлексов золотисто-желтого в листве деревьев, светло-серого, голубоватого и сиреневого в досках пола и потолка, на перилах и балясинах балюстрады объединяется общей серо-голубоватой тональностью. Чтобы передать свежесть зимнего дня, холодного снега и еще не успевшую поблекнуть оранжевую с зеленью листву, художник высветляет свою палитру. Вместо темных теней от серой колоннады, потолка и стен дома он выбирает светлые краски. Каждый локальный цвет включен в общую гармонию, передающую атмосферу мягкого осеннего дня. В пристальном наблюдении над изменчивостью состояний природы, в анализе воздействия освещения на предмет, в стремлении передать ощущение мимолетности и зыбкости впечатлений он близок здесь принципам французских импрессионистов. Переходной ступенью к несколько иной манере живописи стала картина «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904). Окрестности Дугина под Москвой, где был написан этот пейзаж, славились обилием берез. «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел... Фантастическое, сверхъестественное дерево - сказка! Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну ее только и писал», - говорил художник об одном из самых своих любимых мотивов.

Изображение белой плакучей березы на фоне белого снега и светлого неба было очень сложной колористической задачей, живописец блестяще справился с ней. Рассеянный свет - здесь главный элемент изображения. Он заливает все пространство холста, проникает в каждый уголок, сглаживает грани, очертания и рождает настроение необычной мягкости и свежести зимнего дня. Серов, высоко оценивший этот пейзаж, говорил, что зима у Грабаря получилась действительно белая, хотя белил в картине не чувствуется. «Белая зима» стала для Грабаря переходной ступенью к новой живописной манере - построению пространства более мелкими ударами кисти, хотя в этом холсте вся поверхность объединена несколькими широкими штрихами белого тона. 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7.

Продолжение...



  Русский и советский художник Игорь Грабарь - картины, биография, статьи
 igor-grabar.ru, по всем вопросам - webmaster{a}igor-grabar.ru