Грабарь - на главную
  

Игорь Эммануилович Грабарь

1871 - 1960






» Биография Грабаря         
» Хроника жизни      
» Галерея живописи    
» Путешествия  
» Директор Третьяковки   
» Образы природы   
» Мастер натюрморта  
» Закат жизни   
  



В гололедицу, 1908



Рябины, 1924

  
 Автомонография:

 Вступление
 Раннее детство
 В Егорьевской гимназии
 В Катковском лицее
 Университетские годы
 В Академии художств
 Мюнхенские годы
 "Мир искусства"
 Грабарь в Москве
 Музейная деятельность
 Возвращение к живописи   

   

Наталья Егорова. Творчество Игоря Грабаря, продолжение

Главное, к чему стремится художник, - передать со всей свежестью и остротой непосредственное впечатление от увиденного и восторг перед красотой мира. Грабарь испытывает чувство благоговения перед природой, которая является для него постоянным источником вдохновения. Впечатления от радостного зимнего дня, предвещающего наступление весны, он стремится передать в картине «Февральская лазурь» (1904), написанной на пленэре. Работая непосредственно на натуре, в глубокой траншее, вырытой им в снегу, он добился законченности пейзажного образа, сохранив свежесть исполнения. «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба», - художник постоянно сверял изображение на холсте с объектом наблюдения непосредственно на месте своей работы, на открытом воздухе, на свету.
Форму стволов, ветвей, рельеф бугристого снега, деревьев на дальнем плане Грабарь моделирует цветом. Он прибегает к приему дивизионизма, разлагая цвет на элементы, нанося каждую краску отдельно плотными ударами кисти, сохраняя ее чистоту, не смешивая ее с другими на палитре. Изображение строится на сочетании разнообразных по форме и цвету контрастных мазков, мазочков и штрихов, расположенных вплотную друг к другу. Такая красочная фактура рождает ощущение вибрации, подвижности света. Поскольку игра света, солнечных лучей быстротечна и переменчива, художник стремится как можно скорее запечатлеть красками свои ощущения на холсте. Все пространство наполнено переливами сияющего радужного света, исходящего от лазурного неба. Он окрашивает в золотисто-желтый цвет ажурный узор ветвей, стволы деревьев, полосу леса у горизонта. Тени от берез на снежных сугробах приобретают голубовато-сиреневый, желтый, розовый, красноватый и синий оттенки. Весеннее небо вобрало все градации голубого цвета «от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху».

В «Мартовском снеге» (1904) Грабарь усиливает ощущение шероховатости живописной фактуры. Грабарь сумел создать свой неповторимый стиль, обрел собственную индивидуальность. Природа России предстала в картинах художника в новом облике, заискрилась радужными красками, наполнилась простором, воздухом. Свет, озаривший каждый уголок холста, создал радостное и бодрое настроение. «Признанный жизнелюбец», как сам себя аттестовал художник, в окружающем мире искал мотивы, отмеченные радостной нотой, отвечающие его темпераменту. Разумеется, не мог он остаться равнодушным к моменту, предвещающему наступление весны. В окрестностях подмосковного села Дугина, в деревне Чурилково Грабарь увидел типичный сельский уголок с перспективой подтаявшей дороги и холмистыми далями. «Тема весеннего, мартовского снега, осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем» увлекла художника. Ко времени создания этой картины Грабарь освоил законы живописного и композиционного мастерства, свободно управлял всеми средствами выразительности. Работая на натуре, по собственным его воспоминаниям, он «писал с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары».
Самой подходящей формой, с помощью которой Грабарю удалось освободиться от традиционной привязанности к подробной разработке сюжета, свойственной пейзажу XIX века, стала форма этюда, требующая чрезвычайно быстрой фиксации впечатлений художника на холсте. Как импрессионисту, ему свойствен совершенно новый подход к самому творческому процессу как к прекрасному акту, воссоздающему красоту. Художник испытывает радостное волнение от увиденного в природе и от своей власти передать цветом, красками солнечный свет, воздушную среду. Следуя советам основоположника импрессионизма Камиля Писсарро, Грабарь пишет уверенно, смело, охватывая глазом целостную картину природы, не сосредоточиваясь на одной точке, наблюдая за воздушной перспективой от первого плана до горизонта. Красочная гамма подчинена общему замыслу. Грабарь сопоставляет светлые, почти прозрачные и более темные интенсивные массы цвета, пространство между которыми заполняется промежуточными тонами. Каждый из множества мелких мазков и мазочков в красочной гамме у Грабаря положен соответственно цветовой форме изображаемого предмета - ветви, ствола, тени от дерева. Художник пишет чистыми по цвету красками, не смешивая их на палитре, а рассчитывает на смешение их в глазу у зрителя. Грабарь влюблен в плотную, грубоватую фактуру краски, в рельефный мазок, выступая противником линии и гладкой академической манеры письма. Проблема влияния световоздушной среды на краски увлекает художника при работе над каждой картиной. Он испробовал широкий диапазон приемов с целью определить свой стиль, свою художественную индивидуальность. Экспериментируя, он обращается к отдельным элементам системы импрессионистов и постимпрессионистов.

Этюд «Под березами» (1904) выполнен для группового портрета, оставшегося незаконченным. Преобладание зелено-голубых тонов, чередующихся с белой краской, рождает атмосферу яркого весеннего дня. Фигуры детей Мещериных в светлых одеждах, распустившаяся зелень ветвей, белоствольные березы, столь любимые художником, - все сливается в гармоничную жизнерадостную картину. Как и в «Луче солнца», в «Грачиных гнездах», в «Февральской лазури» береза - главная героиня картины - воспринимается своеобразным символом России, ее средней полосы. В этом полотне сказалось влияние Ван Гога, который привлекал Грабаря характером мазка. Короткими ударами кисти, мелкими раздельными мазками Грабарь стремится передать вибрацию воздуха. Использует художник здесь и открытия пуантилистов. Полотно целиком состоит из мазков и мазочков разнообразной формы и цвета, положенных штрихами.
Среди мотивов, привлекавших художника, значительное место занимают древнерусские памятники, архитектура дворянских усадеб, изображенных в пейзаже. Все детали в картине «Угасающий день» (1904) - белокаменный дом с колоннадой, полоса леса, отражающиеся в воде, - окутаны прозрачным покрывалом, смягчающим четкие формы, линии и краски. Реальный ландшафт увиден живописцем по-новому, возвышенным и одухотворенным, он преображает будничный сельский мотив в глубоко поэтичный образ. Не случайно Грабарь вспоминает слова Эмиля Золя о том, что художник создает «наряду с божьим миром свой собственный мир, который глаза мои не смогут забыть и который они узнают везде». Поэзию жизни Грабарь находит в красоте обыденных предметов, окружающих человека. Мир вещей может быть таким же прекрасным, как и мир природы. Вещи художник изображает в гармоническом слиянии с окружающей средой, в которой они «живут». В истории русского натюрморта XIX-XX веков грабаревские «Хризантемы», «За самоваром», «Неприбранный стол» явили новую страницу. В них открывается своеобразный мир, исполненный глубокого восторга и радости бытия. 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7.

Продолжение...


  Реклама:
  »  газ веселящий


  Русский и советский художник Игорь Грабарь - картины, биография, статьи
 igor-grabar.ru, по всем вопросам - webmaster{a}igor-grabar.ru