|
Яблоки и астры, 1926
Дама с собакой, 1899
|
Наталья Егорова. Творчество Игоря Грабаря, продолжение
Многократно заявляя о своей любви к радостному, радужному, ясному, светлому, художник говорил и о своей любви к вещественности и реальности.
И в своих натюрмортах, оставаясь импрессионистом, решая проблемы взаимодействия цвета со световоздушной средой и соблюдая принципы последовательного разложения цвета на составные элементы, Грабарь сохраняет вещность, осязательную телесность предметов.
В каждом из натюрмортов господствует главная цветовая доминанта, в подчинении у которой находятся все тона и полутона. В картине «За самоваром» преобладающим цветом является голубой, в «Хризантемах» - зеленый, в «Неприбранном столе» - синий.
Обыкновенные вещи - вазочки с вареньем, самовар с тлеющими угольками, стакан, составляющие образный мир картины «За самоваром» (1905), - приобретают особую значимость. Фигура рыжеволосой девушки вносит в изображение ноту особого уюта, душевного тепла.
В голубоватых предвечерних сумерках, когда свет бывает приглушенным, тают контуры предметов; серебристые рефлексы, играющие на них, образуют переливающуюся и вибрирующую красочную фактуру.
Художник достиг полного понимания зависимости окраски и формы предмета от освещения и состояния атмосферы. Каждый уголок интерьера в картине «Хризантемы» (1905) проникнут лучами света, под воздействием которых холст превращается в драгоценную мерцающую поверхность.
Все цвета тщательно разработаны. Желтые цветы изображены в естественном дневном освещении.
Несколько акцентов синего, зеленого и желтого и все градации дополнительных тонов, созданные подвижными, энергичными мазками, составляют гармоничную красочную гамму.
Правильно выбранные по силе и тону красочные мазки, тщательно и аккуратно нанесенные точными ударами кисти, моделируют рисунок, способствуя созданию впечатления целостности композиции, создавая атмосферу устойчивости и покоя.
По мнению одного из критиков, в «Хризантемах» «манера разлагать краски достигает высокого поразительного синтеза».
Цель художника, по словам Грабаря, «выразить на холсте цветовой смысл данного явления, его красочную природу». В картине «Неприбранный стол» (1907) он пишет натюрморт в пейзаже - на свету, среди окружающей зелени сада.
Цвет всех вещей, лежащих на столе, - вилок, ложек, тарелок, вазочек с фруктами, рюмок - утрачивает локальность, меняется в зависимости от освещения, взаимодействуя с окружающей средой. Хотя использованы непрозрачные краски, художник достигает светлой тональности.
Картина строится расположенными близко друг к другу плотными мазками. Если вблизи их нагромождение кажется беспорядочным, хаотичным, то при отдалении они смешиваются в глазу зрителя, образуя декоративно-живописную, изменяющуюся, мерцающую и вибрирующую поверхность холста.
Мазки густо положенной краски становятся рельефными, объемными и делают как бы подвижными изображенные на холсте предметы. Каждая деталь по-своему значима. Контрастами голубых, красных, серых и желтых тонов, объединенных синим цветом, выявляются блеск посуды, шероховатость скатерти, матовость спелых фруктов, нежность букета цинерарий.
Яркая зелень фона воспринимается как декоративный узор и повышает мажорное звучание полотна. Картина, где каждый фрагмент холста впитывает солнце и голубоватую лазурь дня, становится светоносной, излучающей свет.
Участие И.Э.Грабаря в художественной жизни начала XX века весьма ощутимо, он становится одной из ведущих фигур русской культуры. Его пейзажи и натюрморты постоянно экспонируются на зарубежных выставках, на московских и петербургских (Союза русских художников, «Мира искусства»).
С конца 1900-х годов он начинает тесно сотрудничать со многими близкими ему по взглядам художниками и критиками. Интерес к творчеству иконописцев, живописцев XVIII-XIX веков, к изучению русской истории, памятников прошлого связал его крепкими узами дружбы с выдающимися деятелями общества «Мир искусства» - А.Н.Бенуа, М.В.Добужинским, Е.Е.Лансере, Б.М.Кустодиевым, А.П.Остроумовой-Лебедевой.
Как историк искусства и критик, Грабарь часто выступает в роли эссеиста, печатавшего регулярную информацию о развитии западноевропейского искусства. В журнале «Мир искусства» постоянно публикуются его обзоры зарубежных выставок.
Он задумал серию монографий о русских художниках и предпринял серьезнейшее издание – «Историю русского искусства», где впервые были опубликованы систематизированные научные сведения о богатейшем художественном наследии России. Грабарь же был инициатором, автором и редактором многих разделов этого труда, несколько томов которого вышли в свет в 1910-1914 годах.
Монографии о мастерах русской живописи создавались на основе подлинных архивных документов; интуиция Грабаря в сочетании с опытом художника позволила ему превратить очерки о Серове,
о Репине, о Левитане в блестящие по стилю научные исследования о знаменитых русских живописцах.
Серьезно занимался Грабарь и изучением русского зодчества. Поклонник ясного и строгого стиля эпохи классицизма, он и сам спроектировал комплекс просторных и светлых больничных зданий близ Химок в Подмосковье (построены в 1909-1914 годах, позже там размещался санаторий «Захарьино»).
Интерес к истории русского искусства, вкус к систематизации приводит его к активной работе в крупнейшем музее русского национального искусства. Многогранная деятельность художника и исследователя получила признание и высокую оценку в широких общественных кругах.
В 1913 году его избрали действительным членом Академии художеств и назначили попечителем, а затем директором Галереи, созданной Павлом Михайловичем Третьяковым.
«Мероприятия И.Э.Грабаря по Третьяковской галерее дышат подлинной любовью к искусству и полны мужества в своей решимости считаться исключительно с существом вещей», - писал А.Н.Бенуа.
Ко времени вступления Грабаря в должность управление музеем осуществлял назначаемый Московской городской думой Совет, наиболее активными членами которого являлись известные русские художники - В.А.Серов, И.С.Остроухов, а также дочь Третьякова - А.П.Боткина. Грабарь, возглавивший музей, продолжил традиции собирательства с целью пополнения коллекции.
Приобретались произведения старых мастеров, а также картины современных живописцев, в основном с выставок Союза русских художников, «Голубой розы», «Мира искусства».
Музейная деятельность И.Э.Грабаря вызвала широкий общественный резонанс, развернулась бурная дискуссия в прессе и на заседаниях думы. Новации встретили противодействие консерваторов, и Грабарю пришлось отстаивать свои преобразования. Передовая общественность поддержала реформы.
В.И.Суриков в «Русском слове» опубликовал открытое письмо в защиту новой экспозиции, заявляя, что она выполнена «с большой затратой энергии, труда и высокого вкуса».
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7.
Продолжение...
|