Грабарь - на главную
  

Игорь Эммануилович Грабарь

1871 - 1960






» Биография Грабаря         
» Хроника жизни      
» Галерея живописи    
» Путешествия  
» Директор Третьяковки   
» Образы природы   
» Мастер натюрморта  
» Закат жизни   
  



Московский дворик, 1930



Ветка яблони, 1958

  
 Автомонография:

 Вступление
 Раннее детство
 В Егорьевской гимназии
 В Катковском лицее
 Университетские годы
 В Академии художств
 Мюнхенские годы
 "Мир искусства"
 Грабарь в Москве
 Музейная деятельность
 Возвращение к живописи   

   

Наталья Егорова. Творчество Игоря Грабаря, окончание

Основное средство выразительности в «Автопортрете в шубе» (1947) - декоративность. Широкими мазками, эскизно набросана развернутая вдоль холста плоскостная фигура. В противоположность ей с особой тщательностью выписано лицо. Теплые коричневые и желто-коричневые блики от меховой оторочки шубы и белые рефлексы от воротничка рубашки играют на лице и правой руке мастера. Каждая деталь здесь выписана с особым вниманием. Мельчайшие гладкие и рельефные мазки, которыми написано лицо и отвороты шубы, сочетаются с крупными в оливково-голубом фоне. Перед зрителем предстает человек мужественный, сильный, вдумчиво и пытливо всматривающийся в реальность.
Вершиной портретного мастерства И.Э.Грабаря стал «Портрет С.С.Прокофьева» 1941 года, в котором композитор изображен за работой над оперой «Война и мир». В нем художник выразил и собственное вдохновенное отношение к труду. Всю жизнь он помнил слова П.И.Чайковского, сказанные ему в юности: «Вдохновения нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, озаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем он больше должен трудиться... вдохновение рождается только из труда и во время труда». Художник, живший в эвакуации в Нальчике рядом с композитором и наблюдавший за ним во время работы над оперой, сумел зафиксировать сам процесс творчества, который требовал от Прокофьева сосредоточенности и напряжения всех духовных и физических сил. Грабарь уловил рассеянный, устремленный вдаль взгляд, который «казался неопределенно блуждающим, как бы отсутствующим». Живописец выбирает «самый сильный, прекрасный и впечатляющий» момент - композитор словно вслушивается в гармоничные созвучия, боясь нарушить их ритм. Грабарь достигает этого своеобразным композиционным приемом: легким поворотом чуть склоненной набок головы, торопливым, но осторожным жестом руки, заносящей ноты в тетрадь. Художник сумел передать внутреннюю озаренность в минуты творческого подъема. Плавные мягкие линии, очерчивающие правую руку, лежащую на пюпитре, рояль, бумага с нотным станом, карандаш призваны создать момент внутреннего созерцания музыкантом складывающейся мелодии. По глубокому убеждению живописца, «портрет создается не только художником, но и тем, кто ему позирует». Грабарю хотелось написать портрет, который «поведал бы будущим поколениям о том, как жил и работал в сложные военные годы один из талантливейших сынов русского народа», и это ему удалось в полной мере. Еще в начале 1930-х годов Игорь Эммануилович начал писать портрет своей жены, к работе над которым вернулся после войны, в 1947 году. Колорит картины, построенный на сочетании голубых и зеленых красок, воспроизводит атмосферу жаркого летнего дня, пышной листвы сада. Голубовато-белые блики яркого солнечного света играют на лице, шее, груди, обнаженных руках румяной рыжеволосой женщины, загораются искорками в ее голубых глазах. В этом импрессионистическом по звучанию полотне художником найден синтез «реализма идеи» и «реализма цвета» - то, что Грабарь считал величайшим достижением живописца. В палитре художника по-прежнему преобладают светлые, мажорные краски.
Пейзажам, созданным в 1940-1950-е годы, свойственна та же свежесть и оптимистичность мировосприятия, что и его ранним картинам этого жанра. Но теперь Грабарь переходит к большему охвату пространства, к широкой, обобщенной композиции. «Последний снег» (1931), «Старый сарай в морозные дни» (1933), «Березовая аллея» (1940), «Проходной двор в Замоскворечье. Серый день», Косые лучи», «Солнце поднимается» (все 1941), «Зимний пейзаж» (1954) имеют много общего в системе построения. Открытое на первом плане пространство делает зрителя причастным миру природы, наполненному солнцем, светом и прозрачным воздухом. Голубоватые дали просвечивают сквозь объемы деревьев, образующих глубокие синие тени. Солнечные лучи всюду разбрасывают теплые розовые блики, заставляя переливаться снежные сугробы под березами и елями, ветви деревьев, покрытых инеем. Любимыми уголками Москвы и Подмосковья, пленившими навсегда сердце художника, остаются проходные дворы со старыми церквушками, маленькие уютные улочки, а также подмосковные аллеи, перелески, холмы, заснеженные поля. Палитра художника в поздних пейзажах снова высветляется, реже он выбирает «фрагмент» натуры. Живописец широкими и плавными ударами кисти строит живописную фактуру, передает разнообразие рефлексов, переливы красок разного тона. Иногда художник возвращается к пастозной и шероховатой манере письма, когда большие цветовые массы становятся рельефными. В целом Грабарь остается верным принципам импрессионизма в своем искусстве.
Оптимистический характер художника, его неиссякаемая энергия, восторженное, поэтическое видение окружающего проявляется во всем - в живописном творчестве, в работе по охране и реставрации памятников, в издательской деятельности. Под редакцией Грабаря продолжаются выпуски томов по истории русского изобразительного искусства. Грабарь является автором ряда глав по истории развития архитектуры.

Художник всегда отзывался на значительные события, происходящие в искусстве. Напечатанная в сентябре 1956 года на страницах «Литературной газеты» последняя статья И.Э.Грабаря «Заметки о живописи» была откликом на открывшуюся в Москве выставку французского искусства. В ней художник выразил свое отношение к живописным достижениям любимых с юности импрессионистов: «... такого подлинного, ослепительного солнца, какое светит в природе, до импрессионистов не было и в помине. Они сами считали себя чистокровными реалистами и были ими на самом деле, изображая бьющую ключом, клокочущую жизнь своего времени». Решению тех же творческих задач посвятил свою жизнь и сам И.Э.Грабарь. От импрессионистов он воспринял богатство цвета материального мира и природы. Передать в живописи это богатство в сияющих лучах солнца призывает художников Грабарь. Достижения импрессионистического направления в искусстве сделали его влияние «неотразимым и властным».
До последних майских дней 1960 года Грабарь находился в центре событий художественной жизни. Его роль в отечественной культуре скульптор С.Т.Коненков назвал «поистине огромной», а самого Грабаря - «гордостью и опорой» русского искусства. С такой оценкой нельзя не согласиться и сегодня, недаром Государственный институт искусствознания Российской Федерации и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, которые долгие годы возглавлял этот выдающийся художник и ученый, носят его имя. 1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7.

В начало...


  Реклама:
  » 


  Русский и советский художник Игорь Грабарь - картины, биография, статьи
 igor-grabar.ru, по всем вопросам - webmaster{a}igor-grabar.ru